No Image

Скрытый левша что это значит у ребенка

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
21 января 2020

Левшество у детей

Левшество – левосторонняя асимметрия парных органов (преобладание левой части над правой). Выделяют левшество моторное (рук, ног) и сенсорное (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса). Человеку присуще различное сочетание моторных и сенсорных асимметрии. Частота и сочетание асимметрий у здоровых людей различны.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический

словарь. — М., 2002. С. 132)

Генетическое левшество. Леворукость в 10 – 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается вариантом нормального развития.

Компенсаторное левшество – связано с поражением мозга, чаще – его левого полушария. Поскольку правой рукой управляет левое полушарие, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме. У ребенка с нарушениями деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и т. п.

Вынужденное левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.

Псевдолеворукость. У детей с особенностями психического развития и несформировнностью межполушарного взаимодействия нет ведущего полушария, и возникает псевдолеворукость или равное использование обеих рук.

Скрытое левшество – основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями. Таких людей можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, потому что они думают как левши, но пишут правой рукой.

В процессе развития у человека каждое полушарие мозга приобретает специализацию, что особенно ярко проявляется в предпочтении правой или левой руки, развитии речи.

Концепция доминантности полушарий утверждает, что левое полушарие отвечает за речь и логическое мышление, правое полушарие отвечает за невербальные коммуникации и эмоции.

Для левого полушария головного мозга человека характерен аналитический, рационально-логический характер психической деятельности. Информация обрабатывается небольшими порциями, последовательно, в виде слов и других условных знаков. Характерна направленность на отражение искусственных форм (символов, знаков). Левое полушарие осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение. Вырабатывает и хранит рациональные, в том числе логические правила. Логико-знаковое мышление формирует модель мира, удобную для анализа, но в чем-то условную и ограниченную. В левом полушарии осуществляются языковые операции над текстом.

Правое полушарие сразу обрабатывает большие объемы информации в виде образов и других невербальных сигналов. Характерна направленность на отражение естественных форм, в частности, лиц людей. Правое полушарие перерабатывает и хранит информацию, ведущую к созданию чувственных образов. В нем сконцентрированы механизмы конкретного, образного мышления, основы зрительной памяти.

Статистически выявлено, что в Западной цивилизации преобладают индивиды с левополушарной специализацией, в Восточной цивилизации – с правополушарной.

Формирование левшества у детей.

Чаще всего леворукость является временным явлением, которое отражает задержку формирования у ребенка межполушарных связей. По мере созревания мозга в таких случаях происходит «волшебное превращение» левши в правшу.

Проблема школьного обучения левшей.
Для левшей характерны низкий темп письма и феномен зеркальности.

Часто учитель, стремясь выработать у левшей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети-левши торопятся, качество письма ухудшается, возникают ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.
Феномен зеркальных движений был впервые описан Вестфалем в 1874 году. К характерным проявлениям его относится зеркальное письмо, но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.
Частота зеркального письма у леворуких детей достигает 85%. Уменьшение и полное исчезновение зеркальности наблюдается обычно после 10 лет, что связано с созреванием мозолистого тела.

Зеркальное рисование характеризуется неправильным отображением: верх и низ, вертикально и горизонтально, право и лево. Причем ребенок не чувствует неправильности.

Левши и речь

Левши поздно начинают говорить (как правило, после 3 лет), но говорят сразу большими, правильными, взрослыми фразами. Не смотря на хорошо поставленную речь, дети-левши обладают плохим фонематическим слухом, с трудом анализируют отдельные единицы языка. То же самое можно сказать о чтении. Маленький левша в четыре года легко пересказывает целые страницы «прочитанного» им текста, а потом выясняется, что каждая из отдельных букв ему неизвестна.

Левшам трудно овладевать пространственными представлениями.

Не надо сердиться и ждать, когда же ребенок сам научится (просто глядя на вас) пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, кисточкой, спицами, завязывать шнурки, манипулировать с одеялом и пододеяльником и т.п. Лучше сразу взять его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторить нужное движение. Вы хотите научить ребенка-левшу плавать брассом и кролем (играть в мяч, теннис, танцевать)? Прекрасно! Мама «руководит» его руками, папа – ногами.

То же относится к написанию букв, цифр, рисованию. Не требуйте, чтобы маленький левша срисовал нечто, глядя на образец. Лучше положите сверху кальку и обведите вместе с ним нужный образец несколько раз. Или, наоборот, воспользуйтесь копиркой и покажите потом ребенку, какой красивый «образ» возник на нижнем листе.

Ваша задача – буквально заставить тело ребенка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае его пальцев рук, ног, туловища, головы.

Гуляя по лесу с маленьким левшой, хорошо бы дать ему понюхать, потрогать, если можно – пожевать различные травы, цветы, грибы, кору деревьев. А уж потом объяснить, опираясь на возникшие у него чувственные впечатления, что общего и какая разница между этими растениями.
Часто, руководствуясь своим видением мира, левши выстраивают мыслительные конструкции, которые сильно отличаются от общепринятых. Родители не должны умиляться этим фактом, а стараться исправить их. Ведь маленькие левши вырастут, и им будет трудно адаптироваться в мире взрослых правшей.

Читайте также:  Сколько нужно вымачивать грибы перед засолкой

Загадочное пространство левшат.

У левшей не автоматизированы понятия «право» – «лево», поэтому они читают, пишут букву, цифру или слово в любом направлении. Если нужно рассмотреть и скопировать большой рисунок, к этим трудностям добавляется хаотичность и фрагментарность восприятия. Ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги, вследствие чего рисунки его наползают друг на друга, хотя рядом достаточно свободного места.

Левша будет разворачивать так и эдак образец для копирования и собственный чистый лист, но поскольку не может охватить сложную фигуру целиком, в результате деформирует ее так, что сам в конце концов не понимает, что же у него получилось и как ему это удалось.
Надо сказать, что у правшей психическая деятельность созревает ступенчато и весьма упорядочено. У левшей этот процесс искажен. Причем именно те звенья, которые у правшей формируются первыми, у левшей надолго запаздывают. И наоборот, есть определенные параметры психической деятельности, которые у правшей формируются поздно, а зачастую остаются даже недоразвитыми. У левшей они не только развиваются с опережением, но и могут стать базисом для формирования более сложных функций. И если ориентироваться на правила онтогенеза правшей, возникает впечатление, что у левши определенная функция происходит «ниоткуда», поскольку традиционный для нее базис практически отсутствует.

Формирование пространственных представлений у ребенка-левши. Максимально использовать цвета, различные формы (вспомните старинный способ «сено–солома»).
Первым шагом должна стать маркировка левой руки ребенка. На нее можно надеть часы, браслет, колокольчик, красную тряпочку. Таким образом вы даете левше прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством – ведь оно строится вначале от его собственного тела, а уж потом превращается в абстрагированные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» – это «там, где красная тряпка». На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире.
Для примера: читать, писать, рассматривать комиксы всегда (!) следует от «красной тряпки»; буква «Я» или цифра «9» головкой повернута к «красной тряпке», а «К» или «6» от нее отворачиваются. При арифметических действиях в столбик вычитание, сложение, умножение направляются к «красной тряпке», а деление – от нее.
Но ведь есть еще и верх–низ. Следовательно, верх – это голова, потолок, небо, солнце, Северный полюс и Северный Ледовитый океан на глобусе. Низ – ноги, пол, земля, Южный полюс, Антарктида. Продолжая и дополняя приведенные выше примеры: буква «Ц» стоит на хвостике, как на ножке, а у буквы «Б» на голове хвостик; то же соответственно с цифрами «9» и «6». При письме, счете, чтении мы от Северного полюса движемся к Антарктиде.
Следующий крайне важный момент: ни в коем случае не пытаться абстрагировать внешнее пространство, объясняя что-либо левше. Он все должен пощупать, прочувствовать своим телом, руками.
Как правило, левши игноририруют (то есть, не замечают) часть внешнего пространства, которая расположена слева от них. С точки зрения коррекционной работы это требует постоянной тренировки следующего рода: он вратарь, а вы забиваете ему мяч в разные углы ворот, особенно часто в тот угол, который от него слева. То же – при игре в бадминтон, в теннис и т.п. Понятно, что в школе левша должен сидеть так, чтобы доска находилась от него как можно правее.

Развитие соматогностических и тактильно-кинестетических функций
«Повтори позу». Вы задаете телу ребенка (его глаза закрыты) определенную позу и просите его запомнить ее. Потом «снимаете» эту позу и просите его воспроизвести то положение, которое было задано. Ясно, что в начале занятий эта конструкция должна быть более простой (поднятая рука). Затем вы постепенно усложняете ее (согнуться и поднять ногу; руки согнуты в локтях, мизинец и большой палец сложены «колечком», голова откинута назад, одна нога поднята и т.п.).
После освоения таких заданий «вслепую» можно предложить их выполнение по зрительному образцу. В качестве такового можете выступать вы, животные или танцоры, увиденные по телевизору. Усложнение здесь происходит за счет разворачивания отдельных телесных поз в единую двигательную мелодию.
«Куда я прикоснулась?» Дотроньтесь до тела ребенка (потом до нескольких точек на теле) и попросите его (глаза закрыты) показать, куда вы прикоснулись.
«Телесный алфавит». Придумайте вместе, как можно телом (только руками) изобразить различные фигуры, цифры, буквы.
«Боди-арт». Нарисуйте на спине (ладонях, кисти, ноге) ребенка простые фигуры, линии, орнаменты, буквы и цифры, которые он должен узнать и изобразить на бумаге или доске. Постепенно можно переходить к более сложным изображениям: лист, бабочка, слог, слово, числа и т.п.
Попросите ребенка закрыть глаза и ощупать одной рукой какой-нибудь предмет (кубик, шарик, ключ, звездочку и т.п.). Затем, не открывая глаз, найти этот предмет среди 5–7 других, аналогичных, – сначала той же рукой, а затем – другой (все вслепую).
То же самое можно проделать с квадратиками картона, на которые наклеены вата, наждак, бархат и т.п., при этом непременно надо выполнять все эти действия и справа налево, и слева направо. Потом полезно так же поиграть с объектами разной величины, веса, запаха и т.п.
Начиная обучать ребенка буквам и цифрам, дайте ему в руки пластилин или проволочку. Пусть «сваяет», непосредственно, тактильно ощутит 1, 10, 100; Е и 3, У и Ч. В этот архитектурный процесс естественным образом войдут представления о «больше – меньше», «шире – уже» и т.п.

Читайте также:  Семечки штирийской голосемянной тыквы польза
В начало Специалисты Статьи

Сертификаты и дипломы.


Блог

В данном разделе записей нет, приносим извинения.

Леворукость не является болезнью и страшным недугом, как считалось раньше. В советские времена детей – левшей в принудительном порядке переучивали, заставляли писать и выполнять манипуляции правой рукой, нанося вред детской психике и вызывая нарушения логопедического и неврологического характера, влияющие помимо прочих аспектов на успеваемость в школе и общее интеллектуальное развитие ребенка. В результате таких грубых воздействий у многих людей развивалась так называемая скрытая леворукость – использование правой руки в качестве основной у левшей.

Скрытая леворукость может возникнуть и в результате смены доминирующего полушария, когда вместо левого главным становится правое. Такое явление у детей характеризуется тем, что ребенок пишет правой рукой, но основные манипуляции непроизвольно выполняет левой. Нередко левая рука становится ведущей у детей со скрытым левшеством во время стресса, эмоциональных потрясений, состояния аффекта.

Угрозы для жизни и здоровья малыша скрытая леворукость не представляет, но в целом таким детям необходима помощь логопеда, детского психолога, невролога.

Детские специалисты медицинского центра "Медицентр" в Санкт-Петербурге» оказывают квалифицированную помощь детям с логопедическими проблемами, детям – переученным левшам, имеющим проблемы с успеваемостью в школе, страдающим дисграфией и дислексией и другими недугами.

Дети со скрытой леворукостью хотя и пишут правой рукой, но думаю как левши. Поэтому скрытая леворукость также как и классическое левшество имеет ряд особенностей, характерных для людей – левшей.

Характерные черты леворукости у детей:

  • достаточно большой размер левой руки;
  • широкий ноготь на левом мизинце у ребенка;
  • более развитая мимика левой стороны лица;
  • доминирование левой руки в проверочных тестах (при ходьбе по прямой линии с завязанными глазами ребенок откланяется влево; при аплодировании активна левая рука; при сплетении пальцев в замок большой палец левой руки находится сверху и т.д.)

К сожалению, скрытая леворукость у детей часто сказывается на успеваемости в школе и восприятии знаний в целом. У детей со скрытой леворукостью чаще всего возникают следующие проблемы с обучением:

  • Ребенок пишет зеркально как отдельные буквы, так и целые слоги, слова и предложения, подчеркивает слова справа налево, проводит черту снизу вверх;
  • Школьник путает заглавные и строчные буквы, не соблюдает правила их написания;
  • Ребенок не может долго научиться складывать слоги при чтении, т.е. застревает на этапе побуквенного чтения, а в дальнейшем отстает по скорости чтения от сверстников;
  • У детей со скрытой леворукостью, как правило, неаккуратный почерк;
  • Ребенок заменяет и путает схожие по написанию буквы (ш, щ т.д.);
  • Школьник часто пишет предлоги слитно, а приставки отдельно (накартине, при ехал и т.д.);
  • Ребенок, страдающий скрытой леворукостью неправильно образовывает слова (ребенок собаки – собачонок и т.д.);
  • Школьник имеет проблемы с правописанием, с трудом запоминает правила по безударным гласным и даже в ударных словах делает абсурдные ошибки (вада- вода, док-дак и т.д.);
  • Неправильно меняет окончания слов в падежах (семь днев, нет сестров и т.д.);
  • У ребенка трудности с памятью, с трудом учит стихи, алфавит, очень плохо пишет диктанты и изложения, т.к. не может запомнить текст.

Одним словом, детям со скрытой леворукостью трудно даются языки, чтение, их словарный запас беден, причем это не зависит от образования родителей и их занятий с ребенком.

Детям со скрытой леворукостью обязательно нужна помощь квалифицированного детского специалиста, т.к. вся система и методики школьного обучения в основном рассчитаны на детей с доминирующей правой рукой. Занятия с психологом, логопедом, дефектологом помогут юному пациенту освоить чтение, письмо и другие предметы, развить память и уверенность в себе.

Родителям на заметку

Если по всем параметрам Ваш ребенок попадает под категорию "левша" или "скрытый левша", нужно в первую очередь обратиться к логопеду и детскому неврологу. Но занятий, назначенных врачом, недостаточно. Родители таких деток должны и сами много заниматься с ребенком и уделять ему больше внимания, чем обыкновенному школьнику. Нельзя ругать маленького левшу, считая его ленивым или недостаточно умным. Не нужно также самостоятельно пытаться переучить ребенка и насильно заставлять его что-то делать правой рукой. В раннем детском и дошкольном возрасте можно мягко предлагать ребенку взять, например, ложку, карандаш или зубную щетку в правую руку. Но если малыш упорно перекладывает все обратно в левую, не нужно на него давить. Смена доминирующей руки вызывает также и смену всей функциональной деятельности головного мозга маленького человека, поэтом грубое переучивание может повлечь за собой серьезные психологические травмы у ребенка, заикание, тики и т.д.

У левшей медленно и плохо формируются навыки ориентации в пространстве

Скоро вашему малышу предстоит стать первоклашкой? Прежде чем искать гимназию или школу, организовывать занятия, подбирать пособия, вам необходимо выяснить немаловажную вещь: какая рука у вашего ребенка ведущая?
Зачем это надо? – удивятся родители. – Времена, когда левшей жестоко переучивали, к счастью, давным-давно канули в прошлое!
Да, времена изменились. Но маленькому левше в школе – особенно на первых порах – может быть очень непросто.

Дети зазеркалья

Предпочтение руки при письме – лишь видимая часть айсберга отличий левшей от правшей. На самом деле отличия кроются гораздо глубже.
Левую половину нашего тела контролирует правое полушарие мозга, отвечающее за целостное восприятие, эмоционально-образную картину мира.
В то время как левое полушарие, связанное с правой половиной тела, отвечает за логику, анализ, систематизацию. То есть от картины мира правши картина мира левши, у которого доминирует правое полушарие, отличается принципиально. Он словно Алиса, попавшая в Зазеркалье, ежедневно и ежечасно сталкивается с непосильными проблемами там, где правша не испытывает никаких затруднений.
Левши хуже правшей ориентируются в пространстве и времени. У них чаще, чем у других детей, возникают проблемы речевого развития, трудности при обучении чтению, письму и математике, особенно геометрии. Кроме того, поскольку любая информация, воспринятая правым полушарием, окрашивается эмоционально, дети-левши крайне ранимы, истощаемы, склонны к истерикам, страдают дефицитом внимания.
При этом программы подготовки к школе и программы начальных классов практически не адаптированы к потребностям и возможностям детей-левшей. И малыш даже в прогимназии будет испытывать сильнейший стресс. Поэтому одна из важнейших задач последнего года перед школой – помочь ребенку-левше хотя бы частично адаптироваться к требованиям, с которыми он столкнется в школе.

Читайте также:  Сколько лить воды на стакан гречки

Левши явные и… тайные

Если ваш ребенок с младенчества все делает только левой рукой, картина кристально ясна: он левша. Но подвох в том, что помимо явных левшей есть еще и скрытые – те, у кого при ведущей правой руке доминирует правое, а не левое полушарие мозга.
Эти дети, как правило, чувствуют себя в школьном социуме еще более некомфортно, чем «чистые» левши. Ведь их рассеянность, неряшливость, скверный почерк, нелепые ошибки в письме и счете чаще всего объясняют недостатком прилежания. Попав в прогимназию, а потом в первый класс, ребенок сразу же оказывается в числе аутсайдеров. И позже изменить репутацию неуспешного ученика нелегко.
Выявить скрытую леворукость можно при помощи несложных тестов. Попросите малыша:

  • отвинтить и завинтить крышку на баночке;
  • найти, в каком из нескольких коробков спрятана спичка;
  • причесать куклу;
  • погладить собачку;
  • посмотреть в дырочку, прорезанную в большом листе бумаги;li>
  • поглядеть в калейдоскоп или подзорную трубу;
  • поговорить по телефону;
  • проверить, тикают ли механические часики.

Понаблюдав за ребенком, вы определите, какие у него ведущие рука, глаз и ухо. Однако чтобы получить более или менее объективные результаты, необходимо соблюдать несколько правил:

Не стоит переживать, если ваш ребенок – явный или скрытый левша. Ведь леворукость – вариант нормы. Просто помогите будущему первоклашке скорректировать особенности его развития.

Координация движений

Дети-левши плохо осваивают сложные манипуляции, требующие слаженных, особенно асинхронных движений обеих рук или ног. Завязывать шнурки, застегивать пуговицы, шить, вязать, танцевать, кататься на роликах или велосипеде, плавать – все это требует от них колоссального напряжения и невероятных усилий. Но комплекс несложных упражнений научит ребенка контролировать свои движения.

Дыхательная гимнастика

Ребенок лежит на спине и спокойно, размеренно дышит. Потом темп дыхания изменяется: вдох – задержка – выдох – задержка. Причем на вдохе нужно втягивать живот, а на выдохе – надувать. Сначала каждая из фаз длится две-три секунды, затем их удлиняем.

Упражнения для глаз

Не поворачивая головы, ребенок следит глазами за движениями пальца – слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх, по кругу. Затем попросите малыша высунуть язык и водить им в том же направлении, куда движутся глаза. А после – в противоположном. Важно: движения языка и глаз должны быть одновременными, а не последовательными.

Тактильная гимнастика

Приготовьте несколько парных предметов с характерной формой (например, шарик, кубик, шишка) и ярко выраженной фактурой. Положите по одному предмету из каждой пары в непрозрачный мешочек. Дайте ребенку в руку один предмет и попросите найти второй рукой на ощупь такой же в мешочке. Затем поменяйте руки. Начинайте с двух-трех пар предметов. Затем увеличивайте количество пар и уменьшайте различие между ними. Например, можно взять несколько разных ключей.

Пространственные представления

У левшей медленно и плохо формируются навыки ориентации в пространстве. В их «зазеркалье» верх и низ, право и лево легко могут меняться местами. Поэтому они могут написать слово или число справа налево или сверху вниз, а могут и вовсе по диагонали. Левши, например, с трудом учатся такой нехитрой операции, как сложение в столбик, а скопировать картинку по образцу для них – непосильный труд.
Как помочь этой беде? Главное при формировании пространственных представлений – опираться не на абстрактные категории, а на сенсорный, телесный опыт ребенка. Для начала необходимо задать точку отсчета. Ею будет левая, ведущая рука ребенка: наденьте на нее часы, красивый браслет, симпатичный колокольчик. Отсюда можно будет строить систему координат. Например, читать, рисовать, рассматривать комиксы нужно «от колокольчика». Буква «Я» и цифра 9 головку поворачивают «к колокольчику», а буква Р и цифра 6 – «от колокольчика».

Важно!

Детям-левшам свойственно «застревать» на одном действии. Они с трудом переключаются с одной операции на ругую, не могут выполнять несколько действий параллельно (например, говорить и рисовать). Кроме того, из-за сложностей с пространственными представлениями левше трудно научиться узнавать время по часам со стрелками.
Чтобы помочь ребенку, в игре научите его разбивать действие на последовательные операции. Например, обезьянка идет в бассейн. Что ей нужно делать? Раздеться, убрать вещи в шкафчик, надеть тапки и шапочку, принять душ, надеть плавки…

Совет

Почувствовать продолжительность времени ребенку помогут песочные часы. Они научат собирать вещи, одеваться, выполнять задания за определенный срок.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector