No Image

Скрытая левша как определить

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
21 января 2020

До 70% детей, имеющих сложности с письмом и грамотностью, — это скрытые левши

В советские времена левшей в повседневной жизни было и не встретить. Ибо тогда переучивали практически всех. Каждый ребенок просто обязан был быть правшой. Поэтому мы с удивлением смотрели заграничные фильмы, в которых герои строчили заметки левой рукой. Теперь подобные ограничения сняты, а само понятие «левшество» значительно расширилось. Об этом рассказывает Галина Михайловна СУМЧЕНКО, логопед высшей категории Городской медико-психолого-педагогической консультации, кандидат психологических наук, до недавнего времени доцент кафедры логопедии Педагогического университета имени Герцена.

— Классическая леворукость встречается у 5% населения. У левшей (так леворуких называют в народе) ведущая всегда левая рука. Они пишут, рисуют, чистят зубы, причесываются только левой рукой.
Гораздо больше случаев так называемого скрытого левшества. Это когда ребенок или взрослый какие-то отдельные манипуляции может делать левой рукой. Например, пишет правой рукой, а чернику в лесу собирает левой. Изредка бывает, что человек практически одинаково владеет и левой, и правой руками.
Главная проблема скрытого левшества в том, что такие дети зачастую получают проблемы с освоением русского языка, поскольку левшество физиологически связано с развитием речи. До 70% мальчиков и девочек, имеющих сложности с письмом и грамотностью, — это скрытые левши.

Назову основные проблемы, хотя у каждого отдельно взятого ребенка они могут проявляться в разной степени.
1. Долго сохраняется побуквенное чтение. Скрытые левши дольше других детей овладевают слитным чтением, есть отставание по темпу чтения. И совсем не потому, что есть проблемы с интеллектом или с ребенком плохо занимаются. Просто левшество тормозит определенные процессы.
2. Качество каллиграфии, то есть почерк, оставляет желать лучшего. Хороший почерк для таких детей — крайне трудная задача.
3. Очень характерно зеркальное письмо. Буквы могут писать в зеркальном отображении, подчеркивают слова справа налево (правши — слева направо), вертикальную черту проводят не сверху вниз, а снизу вверх. Причем в зеркальном написании могут быть не только отдельные буквы, но и слоги, слова, предложения, даже целые тексты. Кстати, гениальный классический левша Леонардо да Винчи писал свои дневники справа налево, якобы для конспирации. Но скорее всего ему так было привычнее.
4. Плохо запоминают заглавные и строчные буквы. Могут долго (вплоть до старших классов) писать свое имя, название города с маленькой буквы.
5. Слитное написание предлогов (например, «всаду цвела сирень» вместо «в саду цвела сирень») и, наоборот, приставку в слове могут воспринять как предлог.
6. Сложности в правописании безударных гласных (так как затруднен подбор однокоренных слов). Часто путают буквы «о» и «а», даже под ударением (например, вместо «мак» могут написать «мок»).
7. Замена букв по сходству написания (например «б» и «д», «ш» и «щ»).
8. Снижение слухоречевой памяти (плохо запоминают стихи), пропуск слов во время диктанта, плохое запоминание дней недели, месяцев, алфавита и даже таблицы умножения.
9. Тяжело дается словообразование (например, детеныш коровы — коровенок, собаки — собачонок, хвост петуха — петушачий).
10. Сложности с изменением слов (например, «братов» вместо «братьев», пять «пнев», а не «пней»). Трудности со склонениями, падежами, спряжениями.

Можно сказать, что в целом у таких детей ослаблено языковое чутье, ограничен лексический запас (даже в очень интеллигентных семьях).

К счастью, здесь нет ничего непоправимого. Но с таким ребенком придется заниматься дополнительно, чтобы он стал успешным и хорошо учился в школе. (Например, одна из пришедших ко мне девочек постоянно писала зеркальным письмом целые тексты. После года занятий это исправилось и девочка стала отличницей.) Важно не ругать ребенка, не считать его глупым, ленивым, а с помощью специалистов разобраться в ситуации и реально помочь. Ваш ребенок не виноват в том, что появился на свет скрытым левшой! И кстати, вероятность появления левшей увеличивается в семьях, в которых подобные случаи уже бывали. Так что внимательно присмотритесь к себе и к своим родственникам.

  • Если у вашего ребенка леворукость, скрытое левшество, если у него проблемы с освоением навыков чтения и письма, обязательно обращайтесь за помощью к специалистам — логопеду, невропатологу, психологу.
  • Можно обратиться в Городскую межведомственную медико-психолого-педагогическую консультацию, работающую под эгидой комитета по образованию. Адрес: Загородный пр., 19, к. 2, тел. 764-97-17 (после летнего перерыва консультация откроется 15 августа). Здесь принимают логопеды, дефектологи, педиатры, невропатологи, психологи различных профилей, сурдопедагог, лор-врач, офтальмолог и другие специалисты. Прием бесплатный.
  • Если ваш ребенок левша, насильно переучивать его нельзя! Однако в дошкольном возрасте рекомендуется «мягкое переучивание». Нужно пробовать перекладывать ложку, карандаш в правую руку ребенка. Если же ребенок упорно перекладывает карандаш или ложку обратно в левую руку, если пользоваться правой рукой для него некомфортно и это замедляет движения, то оставьте все как есть. «Мягкое переучивание» рекомендуется потому, что, к сожалению, до сих пор все методики обучения грамоте построены на письме правой рукой. Праворукому будет просто легче учиться в школе.
  • Грубое, насильственное переучивание не проходит бесследно для психики ребенка (учтите, что при смене руки меняется и вся функциональная деятельность головного мозга). Оно может привести к заиканию, неврологическим проявлениям, нарушению сна, негативизму, поведенческим проблемам.

Леворукость не является болезнью и страшным недугом, как считалось раньше. В советские времена детей – левшей в принудительном порядке переучивали, заставляли писать и выполнять манипуляции правой рукой, нанося вред детской психике и вызывая нарушения логопедического и неврологического характера, влияющие помимо прочих аспектов на успеваемость в школе и общее интеллектуальное развитие ребенка. В результате таких грубых воздействий у многих людей развивалась так называемая скрытая леворукость – использование правой руки в качестве основной у левшей.

Скрытая леворукость может возникнуть и в результате смены доминирующего полушария, когда вместо левого главным становится правое. Такое явление у детей характеризуется тем, что ребенок пишет правой рукой, но основные манипуляции непроизвольно выполняет левой. Нередко левая рука становится ведущей у детей со скрытым левшеством во время стресса, эмоциональных потрясений, состояния аффекта.

Угрозы для жизни и здоровья малыша скрытая леворукость не представляет, но в целом таким детям необходима помощь логопеда, детского психолога, невролога.

Читайте также:  Сладкий салат для детей

Детские специалисты медицинского центра "Медицентр" в Санкт-Петербурге» оказывают квалифицированную помощь детям с логопедическими проблемами, детям – переученным левшам, имеющим проблемы с успеваемостью в школе, страдающим дисграфией и дислексией и другими недугами.

Дети со скрытой леворукостью хотя и пишут правой рукой, но думаю как левши. Поэтому скрытая леворукость также как и классическое левшество имеет ряд особенностей, характерных для людей – левшей.

Характерные черты леворукости у детей:

  • достаточно большой размер левой руки;
  • широкий ноготь на левом мизинце у ребенка;
  • более развитая мимика левой стороны лица;
  • доминирование левой руки в проверочных тестах (при ходьбе по прямой линии с завязанными глазами ребенок откланяется влево; при аплодировании активна левая рука; при сплетении пальцев в замок большой палец левой руки находится сверху и т.д.)

К сожалению, скрытая леворукость у детей часто сказывается на успеваемости в школе и восприятии знаний в целом. У детей со скрытой леворукостью чаще всего возникают следующие проблемы с обучением:

  • Ребенок пишет зеркально как отдельные буквы, так и целые слоги, слова и предложения, подчеркивает слова справа налево, проводит черту снизу вверх;
  • Школьник путает заглавные и строчные буквы, не соблюдает правила их написания;
  • Ребенок не может долго научиться складывать слоги при чтении, т.е. застревает на этапе побуквенного чтения, а в дальнейшем отстает по скорости чтения от сверстников;
  • У детей со скрытой леворукостью, как правило, неаккуратный почерк;
  • Ребенок заменяет и путает схожие по написанию буквы (ш, щ т.д.);
  • Школьник часто пишет предлоги слитно, а приставки отдельно (накартине, при ехал и т.д.);
  • Ребенок, страдающий скрытой леворукостью неправильно образовывает слова (ребенок собаки – собачонок и т.д.);
  • Школьник имеет проблемы с правописанием, с трудом запоминает правила по безударным гласным и даже в ударных словах делает абсурдные ошибки (вада- вода, док-дак и т.д.);
  • Неправильно меняет окончания слов в падежах (семь днев, нет сестров и т.д.);
  • У ребенка трудности с памятью, с трудом учит стихи, алфавит, очень плохо пишет диктанты и изложения, т.к. не может запомнить текст.

Одним словом, детям со скрытой леворукостью трудно даются языки, чтение, их словарный запас беден, причем это не зависит от образования родителей и их занятий с ребенком.

Детям со скрытой леворукостью обязательно нужна помощь квалифицированного детского специалиста, т.к. вся система и методики школьного обучения в основном рассчитаны на детей с доминирующей правой рукой. Занятия с психологом, логопедом, дефектологом помогут юному пациенту освоить чтение, письмо и другие предметы, развить память и уверенность в себе.

Родителям на заметку

Если по всем параметрам Ваш ребенок попадает под категорию "левша" или "скрытый левша", нужно в первую очередь обратиться к логопеду и детскому неврологу. Но занятий, назначенных врачом, недостаточно. Родители таких деток должны и сами много заниматься с ребенком и уделять ему больше внимания, чем обыкновенному школьнику. Нельзя ругать маленького левшу, считая его ленивым или недостаточно умным. Не нужно также самостоятельно пытаться переучить ребенка и насильно заставлять его что-то делать правой рукой. В раннем детском и дошкольном возрасте можно мягко предлагать ребенку взять, например, ложку, карандаш или зубную щетку в правую руку. Но если малыш упорно перекладывает все обратно в левую, не нужно на него давить. Смена доминирующей руки вызывает также и смену всей функциональной деятельности головного мозга маленького человека, поэтом грубое переучивание может повлечь за собой серьезные психологические травмы у ребенка, заикание, тики и т.д.

Очень важно перед обучением рисованию, лепке, аппликации и особенно перед обучением письму в школе или подготовке к письму в детском саду определить ведущую руку ребенка. Левши составляют примерно 5-12 %, но часто ли их особенность принимается во внимание в обучении? Чаще всего левшей переучивают или просто сразу же учат: «Держи карандаш/ ручку в правой руке». Некоторые педагоги и родители отвергают даже предположение о том, что ребенок не правша, а левша т.к. считают левшей « не такими» или даже с более низким уровнем развития, что совершенно не соответствует истине. Левшами были Александр Македонский, Юлий Цезарь, Жанна Д’Арк, Эйнштейн, Наполеон, Леонардо да Винчи, Джеймс Клерк Максвелл, И. Павлов, Чарли Чаплин и многие другие знаменитые люди.

Переучивание или неправильное обучение левшей вызывает у многих детей повышенную тревожность, утомляемость, страхи, протесты , капризы и нежелание заниматься. неврозы. Так, есть факт – среди подростков с девиантным поведением (т.е. с отклонящимся поведением) очень много переученных левшей. Но это скорее связано с тем стрессом и давлением, которые они испытывали при обучении и переучивании и с возникшим у них протестом против мира праворуких взрослых. Ведь леворукость – это не просто преобладание левой ведущей руки у ребенка, а еще и другое распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга, которое нужно учитывать. И вмешательство в природное распределение функций полушарий грозит не только неловкостью малыша в движениях, но и негативным влиянием на его самооценку, познавательные способности, характер, настроение, поведение, здоровье. Поэтому к нежеланию ребенка рисовать или писать правой рукой и его словам «мне левой удобнее» нужно относиться с вниманием и пониманием.

Тесты для определения ведущей руки ребенка

Определять ведущую руку ребенка, по мнению большинства исследователей, можно с 4-5 лет. Есть специальные тесты по определению ведущей руки даже для младенцев, но их результаты нельзя назвать надежными. До возраста 4 лет дети достаточно хорошо владеют двумя руками и предпочтение одной ведущей руки еще очень трудно выявить.

Обычно, когда детей обучают держать ложку, карандаш, фломастер, кисточку, ножницы, то всем им одинаково вкладывают эти предметы в правую руку. Так природный левша начинает незаметное для него переучивание и превращается в скрытого левшу. Сначала проблем не видно, но они проявляются очень бурно, когда ребенок начинает писать или делать графические задания по подготовке руки к письму в детском саду. Поэтому лучше всего узнать ведущую руку ребенка уже в дошкольном возрасте – в 4 года. Тем более что это легко сделать даже в домашних условиях.

Читайте также:  Сахарная глазурь для кулича без яиц

Существуют различные методики определения ведущей руки ребенка. Это опросники, батареи тестов, отдельные тесты. Но не все из них являются точными для детей дошкольного возраста.

Все тесты по определению ведущей руки ребенка дошкольного возраста должны выполняться быстро, без подготовки. Ребенок не должен знать и даже догадываться о том, что сейчас определяется его ведущая рука.

Во время тестирования ребенок выполняет игровые, графические или бытовые задания. Так, полный набор теста для определения ведущей руки ребенка М. Озьянс включает 20 заданий:

  • завинтить крышку на бутылке,
  • разрезать бумагу ножницами,
  • нанизать бусины,
  • почистить обувь щеткой,
  • стереть ластиком крестики,
  • намотать нитку на катушку,
  • перелить воду из одного сосуда в другой,
  • разложить карточки,
  • отвинтить гайку рукой и ключом,
  • проколоть дырочки дыроколом,
  • продеть нитку в иголку,
  • почистить одежду от пыли,
  • капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки,
  • достать бусинку ложкой из стакана,
  • позвонить колокольчиком,
  • закрыть и открыть молнию на сумке,
  • взять стакан и выпить несколько глотков воды).

Ф. Кречмер предлагает детям для определения ведущей руки такие задания как:

  • полить цветы,
  • почистить зубы,
  • перемешать песок лопаткой,
  • толкнуть палкой шарик,
  • достать книги с полки,
  • вынуть пробку из ванной,
  • положить фишки в коробку и другие.

Очень важно обратить внимание в оценке результатов тестов на новые для ребенка действия, которым его еще не обучали. Это позволяет получить более точные данные, т.к. если ребенка уже обучали действию, то скорее всего, он его будет делать так, как ему показывали и как он привык это делать.

Тесты для определения ведущей руки у детей дошкольного возраста были разработаны и другими исследователями – М.Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским. Это серия тестов, которые взаимно дополняют друг друга. Условия проведения данных тестов:

  • Тесты проводятся с ребенком один на один в спокойной обстановке.
  • Ребенку предлагают поиграть или поработать вместе, чтобы он не догадывался об истинной цели заданий.
  • Взрослый должен сидеть за столом напротив ребенка.
  • Все предметы для тестов должны помещаться в центр стола на равном расстоянии от левой и правой руки ребенка.
  • Все предметы для тестирования нужно заранее положить в одну коробку, а по мере надобности доставать их и выкладывать на стол. Коробка с предметами не должна быть видна ребенку и не должна стоять на столе, на котором проводится тестирование.

Тест 1. Рисование.

Предложите ребенку нарисовать то, что он хочет. Дайте ему на это столько времени, сколько нужно и не поторапливайте. Как только ребенок закончит рисовать, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Если ребенок откажется, то ответьте: «Я знаю, что это трудно, но ты постарайся».

Результат теста: обращаем внимание на то, какой рукой ребенок сам начал рисовать рисунок. И сравниваем, какой рисунок лучше получился. Рисунок ведущей руки с более четкими и ровными линиями, более пропорционален, меньше дрожания руки, нет разорванных линий. Также посмотрите на поведение ребенка – какой рукой он рисовал с напряжением, как держал в обоих случаях карандаш. Если рука сильно напряжена, ребенок держит карандаш или ручку у самого кончика, рука дрожит, напряжены мышцы плеч, рука трудно передвигается по бумаге, линии неровные – это скорее всего это не ведущая рука для графических работ. Если рука расслаблена, зажимов нет, движения хорошо скоординированные, в четком ритме, то скорее всего это ведущая рука.

Тест 2. Открывание спичечного коробка.

Дайте ребенку несколько пустых спичечных коробков. И скажите : «Найди спичку в одной из коробок» (спичка должна быть с обломанным концом). Ребенок будет выполнять задание двумя руками. Но ведущей будет та рука, которой малыш станет открывать и закрывать выдвигающуюся часть коробка.

Тест 3. Построй домик из палочек.

Ведущей рукой в этом тесте считается та рука, которой ребенок работал более активно.

Тест 4. Игра в мяч. Возьмите теннисный мячик или любой другой мячик маленького размера, который можно бросать и ловить одной рукой. Положите его на стол перед ребенком на равном расстоянии от его левой и правой руки. Попросите взять мяч, бросить мячик Вам одной рукой, подкинуть и поймать мяч несколько раз.

Тест 5. А) Вырезание ножницами силуэта фигуры из любой открытки (зайчик, домик, цветочек и т.п).

Ведущая рука при вырезании ножницами та, которая совершает более активные действия. Например, ребенок держит ножницы в правой руке, но совершает движения не ножницами, а крутит бумагу вокруг неподвижных ножниц. Бумагу он держит в левой руке. В данном случае получается, что более активная левая рука, хотя ножницы ребенок держал в правой.

Б) Раскладывание карточек лото.

Ребенок берет все карточки лото (10-15 штук) в одну руку. А затем раскладывает их на столе. Как правило, раскладывает ребенок ведущей рукой.

Тест 6. Нанизывание бусин/бисера на шнурок/иголку с ниткой.

Не обращаем внимания на то, какой рукой малыш держит шнурок или иголку с ниткой. Для нас главное – та рука, которая выполняет активные движения.

Тест 7. Выполнение вращательных движений – отрывание 2-3 пузырьков с завинчивающимися крышками.

Ведущей опять же считается та рука, которая более активна. Например, если ребенок правой рукой держит крышку, а бутылочку взял в левую руку и при этом крутит не крышку, а бутылку, то ведущая рука – левая, а не правая.

Тест 8. Развязывание узелков.

А) Дайте ребенку шнур с завязанными несколькими узлами. Шнур должен быть средней толщины. Узлы должны быть завязаны неплотно и легко развязываться. Одной рукой ребенок держит шнур, а другой развязывает. Ведущая рука – та, которая развязывает узел.

Б) Если во варианте А) малыш действовал обеими руками с одинаковой активностью, то тогда делаем другой вариант этого теста для определения ведущей руки ребенка дошкольного возраста. Просим его составить цепочку из канцелярских скрепок. Одной рукой ребенок держит скрепку, а другой пытается присоединить вторую скрепку. Ведущая рука – та, которой он пытается присоединить скрепку.

Тест 9. Построй из кубиков дом, сложи рисунок по образцу.

Читайте также:  Слабые ногти на руках причины и лечение

Ведущая рука чаще берет кубики, поправляет детали.

Для теста 9 лучше использовать новую для ребенка мозаику или конструктор и дать конкретное задание – сделать по образцу.

Тест 10. Есть ли в семье левши? Просто отвечаем на этот вопрос «да» или «нет».

Анализ результатов тестов на определение ведущей руки ребенка.

Все полученные результаты записываем в таблицу из 4 столбцов. В первом столбике записываем все десять заданий-тестов для определения ведущей руки ребенка по порядку. Во втором – четвертом столбике будем вписывать результаты выполнения тестов ребенком. Во втором столбике ставим плюс, если в данном задании определена ведущая правая рука или она была более активной. В третьем столбике ставим плюс, если ребенок выполнил задание с одинаковой активностью правой и левой руки. В третьем столбике ставим плюс, если определилась ведущая левая рука или она была наиболее активна.

Если в семье были левши, ставим плюс во второй столбец таблицы. Если в семье только правши, то в четвертый столбец.

Если во втором столбике получилось семь и более плюсов, то скорее всего Ваш малыш – левша.

Для уточнения результатов теста дайте малышу дополнительные задания (см. выше в статье – тесты М. Озьянс) – причем отберите для тестирования неизвестные малышу действия. Они наиболее информативны.

Если получилась такая ситуация: в рисунке (тест 1) явно определена ведущая правая рука, а в бытовых действиях явно видна ведущая левая рука, то это тоже один из вариантов «левшей». В этом варианте человеку легче выполнять графические работы (письмо, рисование) правой рукой, а бытовые действия – левой рукой. То есть есть «графические правши» и «графические левши», «бытовые правши» и «бытовые левши».

Есть и дети – амбидекстры, т.е. дети, одинаково хорошо владеющие и левой и правой рукой. При этом может быть вариант «бытового амбидекстра» в сочетании с «графическим правшой» (т.е в быту ребенок очень хорошо владеет обеими руками, но в письме и рисовании у него явно ведущая правая рука). Или вариант «бытового амбидекстра» в сочетании с «графическим левшой» (т.е. ребенок в быту одинаково хорошо владеет обеими руками, но в письме и рисовании у него явно обнаруживается ведущая левая рука).

Дополнительные тесты для уточнения результатов и определения ведущей руки у ребенка дошкольного возраста.

Тест-проба на одновременное рисование обеими руками с закрытыми глазами.

Очень информативный тест для определения ведущей руки, т.к. скорее всего, ребенка специально этому заданию никто не обучал. В этом случае нивелируется эффект обучения ребенка и его переучивания в правшу.

Дайте ребенку в каждую руку по карандашу и попросите закрыть глаза и нарисовать одновременно двумя руками круг, затем квадрат, треугольник. Рисунок, выполненный ведущей рукой, будет отличаться от другого рисунка: линии более четкие и ровные, движения более медленные, плавные и точные, меньше дрожание руки, углы четкие и не сглаженные, точки соединения линий не расходятся. Если фигуры получились на рисунке одинаково хорошими, то обратите внимание на: 1) точность передачи формы – она выше у ведущей руки, 2) точность соединений линий – она выше у ведущей руки.

Тест для оценки скорости движений ведущей руки.

Посчитайте число постукиваний указательным пальцем по столу за 10 секунд. Сделайте упражнение три раза и высчитайте среднее значение. Сравните его у правой и левой руки. Скорость всегда выше у ведущей руки ребенка.

Тест «Переплетение пальцев рук»

Быстро попросите ребенка сделать замок. У левшей сверху ложится большой палец левой руки. Тест очень известен, но не всегда дает надежный информативный результат.

Тест «Поза Наполеона» — скрещивание рук на груди.

У левшей сверху находится кисть левой руки, а правая находится под левым преплечьем.

Тест «Апплодирование»

Тест подходит только для взрослых, так как дети обычно апплодируют обеими ладонями. У взрослых левшей при апплодировании более активная левая рука.

Что делать, если ребенок левша, а уже два года как пишет правой рукой?

Повторное переучивание «обратно в левшу» очень травматично для ребенка и потому нежелательно. А лучше всего позаботиться о малыше в 4-5 лет, внимательно наблюдая за ним и выявляя его ведущую руку.

Сейчас для левшей выпускаются даже специальные ручки, ножницы, компьютерные мыши и клавиатуры, швейные машинки и многие другие приспособления.

Всем родителям детей – левшей и всем педагогам очень советую познакомиться с книгами Марьяны Михайловны Безруких о детях-левшах:

М.М. Безруких — это физиолог, психолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, лауреат Премии Президента РФ в области образования, директор Института возрастной физиологии РАО.

  • Безруких М.М., Безруких М.В. Леворукий ребенок. Тетрадь для занятий с детьми.
  • Безруких М.М. Прописи для детей с трудностями обучения и леворуких. – М.. 2001.
  • Безруких М.М., Князева М.Г. Если Ваш ребенок левша.
  • Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины. Диагностика, комплексная помощь.
  • Безруких М.М., Филиппова Т.А. Азбука и рабочие тетради.
  • Почему ребенок рождается левшой?
  • Существует ли ген леворукости и когда он проявляется?
  • Что такой скрытая леворукость?
  • Кто такие дети — левши?

Если эта статья была интересна и полезна Вам, буду благодарна за комментарий. А есть ли у Вас знакомые — левши — и как им живется в мире правшей? Кто Ваш ребенок — правша или левша?

Интересную и полезную информацию о развитии детей дошкольного возраста Вы найдете в статьях:

Развитие мелкой моторики — мифы и правда о пальчиковых играх, как правильно проводить пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры с дошкольниками, упражнения для развития мелкой моторики, массаж рук и пальчиков для самых маленьких.

Пальчиковая гимнастика: как определить уровень развития мелкой моторики у ребенка, упражнения для пальчиков в картинках и стихах, упражнения Марии Монтессори.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector